Родился в крестьянской семье 12(24).10.1887, д. Ошья Свердловской губернии. Участник Первой мировой и Гражданской войн. Учился в Высших художественных мастерских в Перми (1922) и во Вхутемасе (1923-1924). Живописец, театральный художник, работал в пермских театрах.
С 1933г. жил и работал в Свердловске: 1933-1946 — художником в Свердловском ТЮЗе. За время работы в театрах оформил более 150 спектаклей. . С середины 1930-х — член Союза советских художников, в 1942-1949 — зам. председателя Свердловской орг-ции «Союз Художников». 1938-1943 — преподаватель Свердловского художественного училища. В соавторстве с рядом свердловских художников в 1930-1940-е выполнил росписи в Малом зале Свердловского Дворца пионеров и школьников, в зданиях Свердл. ж.-д. вокзала, ДК металлургов г. Серова и др. Среди станковых работ -пейзажи «Оз. Шарташ» (1945), «Урал, пейзаж» (1949), «Вечер» (1957) и др. Произведения Вахонина И. М. присущ лиризм, стремление к музыкально-ритмической декоративности. Участник городских, областных, региональных выставок. Картины хранятся в ЕМИИ, ПГХГ, Новосибирском художественном музее и др. гос. и частных собр.
И. М. Вахонин, главный художник пермского ТРАМа
Преподавал:
Свердловское художественное училище
Лит.: Серебренников Н.
Урал в изобразительном искусстве. Пермь, 1959;
Сазонов Н. Записки уральского художника. Л., 1966.
ЕМИИ - Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
ПГХГ - Пермская государственная художественная галерея.
(ВХУТЕМАС), учебное заведение, возникшее в апреле 1921 в результате реформы Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских (ПГСХМ), преобразованных в высшую школу и получивших наименование АХ (наименование не было подтверждено Наркомпросом, но продолжало употребляться в Петрограде (Ленинграде) по отношению к преемникам ПГСХМ). Официальное полное наименование ВХУТЕМАС с августа 1921. Был установлен 3 летний срок обучения, намечено создание 4 факультетов и одного общего пропедевтического (подготовительного) курса для студентов, не имевших достаточной общеобразовательной подготовки. В 1922 объединён с Центральным училищем технического рисования А. Л. Штиглица в Высший художественно-технический институт.
Станко́вая жи́вопись — род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально — живопись, созданная на станке (мольберте).
Произведение станковой живописи — картина — создаётся на нестационарной (в отличие от монументальной), и не утилитарной (в отличие от декоративной) основе (холсте, картоне, доске, бумаге, шёлке), и предполагает самостоятельное и не обусловленное окружением восприятие.
Основные материалы станковой живописи — масляные, темперные и акварельные краски, гуашь, пастель, акрил. На Дальнем Востоке получила преимущественное распространение живопись тушью, (в основном — монохромная), зачастую интегрирующая каллиграфию.
Особое место занимает монотипия — псевдотиражная техника живописи, использующая характерный для эстампа приём нанесения красочного слоя на бумагу отпечатыванием с доски (металлической, пластиковой, стеклянной).
Европейская картина, как правило, отделяется от окружения рамой или паспарту, восточная традиция оставляет живопись в листе или свитке, иногда дублируя на декоративное основание.
Станковая живопись — один из основных видов изобразительного искусства, наиболее богатый жанрами и стилями.
Обучение станковой живописи ведется в художественных школах и студиях, в средних художественных училищах и художественных институтах, крупнейшими из которых в России являются институт имени И. Е. Репина в Петербурге, Рязанское художественное училище им. Г.К.Вагнера в Рязани и институт имени В. Сурикова в Москве.